Мыс Бурхан (Скала Шаманка)

burhan_top

Мыс Бурхан – самая популярная достопримечательность острова Oльxoн и озера Бaйкaл. Эта необыкновенная скала издревле свято почитается коренным населением острова, посетить это место едут люди со всего мира. Это великолепное творение Бaйкaла имеет много названий: мыс Пещерный, мыс Шаманский, скала Шаманка, мыс Бурхан. Исторически первым было название мыс Шаманский, Шаманка. После вытеснения шаманизма буддизмом появилось и новое название святого для верующих бурят места – Бурхан (по-бурятски “Ойхон-эхэ-бабай”). В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника.

burhan

Скала Шаманка
Скала Шаманка

Скала Шаманка

Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс – “Бог”, “Будда”.

Шаман-скала одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась камень-храм), стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Бaйкaла: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Бaйкaле.

Две беломраморные скалы Бурхана, соединенные между собой понижением, поросли яркими красными лишайниками, подчеркивающими белизну мраморных скал. Вершины скал слегка наклонены в сторону Приморского хребта, будто готовясь противостоять горной – самому сильному бaйкaльскому ветру. За долгие века вода и ветер проточили в ближней к берегу скале Бурхана сквозную пещеру, которая тоже называется Шаманской.

Скала Богатырь

Скала Богатырь

Западнее Бурхана поднимается из бaйкaльских вод каменный шлем утеса Богатырь. Своё название этот утёс получил благодаря тому, что он поразительно похож на гигантскую голову каменного богатыря в остроконечном шлеме, возвышающуюся на несколько метров над кромкой воды.

В древности на Бурхане совершались культовые жертвоприношения хозяину острова Oльxoн Угутэ-нойону, который по поверьям обитал в пещере мыса. Хозяин Oльxoна был самым грозным и почитаемым божеством Бaйкaла.

Вот как описывает в 1890 году Обручев В. А. отношение местного населения к Бурхану и Шаманской пещере:

Всего примечательнее суеверный страх, который oльxoнские буряты питают к пещере; мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или на санях; если в одном из родов есть покойник, членам этого рода запрещается проезжать мимо пещеры в течение определенного времени.

Сама пещера представляет собой небольшое помещение высотой 3-4 метра с западной стороны Бурхана. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. Пещера, как и сам Бурхан, считалась у древних жителей священной.

Мыс Бурхан

Мыс Бурхан на закате.

Вход в пещеру возможен с двух сторон – с северо-восточной и западной. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина.

Наиболее удобен вход в пещеру с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибaйкaлья.

Сокральная святыня

По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ века для молебствия около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забaйкaлья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться.

Не осталась в стороне и православная церковь – на перешейке стояла деревянная часовня Николы Чудотворца. Простояла она недолго- был шторм и ее разрушило волной.

Легенды рассказывают, что шаман, проходя сквозь скалу, вызывал священный трепет у верующих, которые не знали о существовании сквозной пещеры.

Мыс Бурхан

В вечерние часы мыс Бурхан особенно прекрасен.

Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за целых 2 версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие “нечистых и греховных” женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т. к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды – и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Это одно из редких мест, которое не было осквернено последующими поколениями. Особенно запрет на посещение этого места касается детей. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов «призрачного дворца» могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным.

На Шаманском мысе oльxoнские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей.

Столбы сэргэ

Столбы сэргэ у места поклонения возле мыса Бурхан.

Благодаря своей природной красоте и исключительности, этот уникальный природный объект, стал в представлении людей природным храмом – священной обителью божью, главным призрачным дворцом эжина – духа и властелина острова Oльxoн. Люди без веры воспринимают её обыкновенной природной скалой, для просветленных людей, занимающихся духовной практикой – это святыня с призрачным дворцом. oльxoнский шаман рассказывает, что в состоянии онго видит скалу в виде хрустального круглого дворца-башни со спиральной лестницей, возносящейся к небу. Однако, проблема в том, что документально подтвердить видения “просветленных в состоянии онго” не в состоянии никто из них, поэтому приходится принимать на веру их утверждения о наблюдении призрачного замка и хрустальной башни в этом месте. Чрезмерно впечатлительные люди, легко верят в определения – “шарнир времени” и “портал в другие измерения”, во все те чудеса, которые создаются легкой рукой современных литераторов. Не случайно Скала-Шаманка, как магнит притягивает последователей различных духовных практик, для которых этот священный мыс стал обетованной землей для просветления и природным местом силы.

Археологические памятники

На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее имени Н. М. Ревякина.

Археологические находки в Хужирском краеведческом музее

Еще больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V-II тыс. лет до н.э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и т.д.

Древние люди ценили красоту, созданную природой. Они если и оставляли о себе память на скалах Бурхана, то делали это не с таким размахом, как некоторые наши современники, деградировавшие по сравнению с пещерным человеком.

По свидетельствам И.Д.Черского в 1879 г. и П.П.Хороших в 1924 г. на скалах Бурхана, обращенных в сторону Хужира, существовали тибетские надписи (XVIII-XIX вв.), следы их еще можно было обнаружить в 50-60-е годы прошлого века. К настоящему времени надписи не сохранились.

К востоку от входа в пещеру в 1953 г. П.П.Хороших обнаружил наскальный рисунок, который он считал изображением бубна. На рисунке изображен вытянутый овал, внутри которого горизонтально прочерчена линия, еще две наклонные линии изображены снаружи овала, справа и слева. Время, когда изображение появилось, установить не удается.

Рядом с Бурханом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще.

Богатая история Бурхана привлекла внимание не только российских, но и иностранных археологов. В 1975 году здесь работала совместная советско-американская экспедиция. Одним из результатов ее работы стала гипотеза об азиатском происхождении коренного населения Северной Америки.

Сарайский залив
Сарайский залив

Сарайский залив. Самое популярное место для туpистов.

Севернее мыса Бурхан находится великолепный песчаный пляж Сарайского залива, который протянулся на 3 км между мысом Бурхан и посёлком Харанцы. Это излюбленное место отдыхающих из туpистических баз пос. Хужира. Песчаные валы скрывают уютные поляны в глубине берега, окруженные сосновым лесом. Песчаная местность тянется примерно на километр в глубь берега. Чтобы попасть на пляж, надо сразу после выезда из поселка повернуть к берегу (1,5 км).

Улучшенная гравийная дорога от пос. Хужира до посёлка Харанцы проходит далеко от берега. В первых числах июня вдоль дороги обильно цветет багульник, украшая подлесок ярким фиолетовым цветом.

Статьи связаные с этим местом:

Новые статьи

Смотритель маяка

Из книги “Oльxoн – моя родина”. Глава 6. Автор: Каплина З. И. На одной из оконечностей о. Ольхон, прилегающей к проливу...

Интерактивная карта

Идея создать интерактивную карту для острова Ольхон пришла ко мне задолго до того, как я решил сделать этот сайт. Наконец...

Oльxoн. Места силы

Горы и реки. Родники и высоты. Кто там был, не может полностью осознать меру влияния мест силы на жизнь и...

Последние комментарии

Наши партнёры

Проект "Чистые берега Байкала" Бюро экскурсий "Душа Ольхона" Компания "Источник и ресурсы"

info_avia_tours